Отчёт по реализации программы «Основы финансовой грамотности» в урочной и внеурочной деятельности
за 2020-2021 учебный год в МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой»
С 2018 года в МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» реализуется программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
В 2020/2021 учебном году «Основы финансовой грамотности» были представлены в плане внеурочной деятельности в 6-х классах, 9б и 9в классах (1 час в неделю).
В рамках данной программы обучающиеся получают знания о том, как, управлять своими деньгами – зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых рисков и махинаций, составлять бюджет и личный финансовый план. Ребята узнают о том, как финансовые инструменты (депозиты, платежные карты, кредиты и т. д.) могут помочь в той или иной жизненной ситуации.
С 2018/2019 учебного года МАОУ «Образовательный центр им. М.М. Расковой» является опорной школой по внедрению «Основ финансовой грамотности» в образовательный процесс.
В 2018 году получен учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности». Авторы учебника - Алексей Горяев, профессор, директор программы Masters in Finance Российской экономической школы и Валерий Чумаченко, директор и соавтор проекта «Финансовая грамота»; Издатель - АО «Издательство «Просвещение».
Для реализации поставленных целей проводились следующие формы организации учебного процесса:
- дискуссия по теме «Семейный бюджет»,
- проектно-исследовательская деятельность – «Доходы семьи»,
- деловая игра и практическая работа по теме «Деньги»,
- юридическая консультация - «Страхование»,
- правовая консультация по теме «Деньги», познавательная беседа и интерактивная беседа – «Расходы семьи»,
- мини-проект и мини-исследование – «Семейный бюджет»,
- круглый стол – «Доходы семьи»,
- творческая работа – «Деньги»
- викторины, ролевые игры, сюжетно-ролевые игры по темам: «Деньги» и «Семейный бюджет»,
- выступления обучающихся с показом презентаций по теме «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться»
- игры-путешествия, правовые игры, дидактические игры по темам: «Бюджет семьи» и «Деньги»,
- решение практических и проблемных ситуаций,
- решение практических и экономических задач,
- игры с элементами тренинга, работа с документами,
- аналитическая работа, конкурсы.
- он-лайн уроки финансовой грамотности Банка России;
- он-лайн олимпиада «Юный предприниматель и финансовая грамотность»;
- квест-игра по ФГ «Колесо истории»,
- конкурсы по решению финансовых задач от «Ваши финансы» в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности;
- внеклассное мероприятие «Личная безопасность»,
- игра «Финансовая безопасность»
- он-лайн игра ЖЭКА, обучающая игра по ЖКХ
- беседы «Карманные деньги», «Личный бюджет. Откуда берутся деньги», «Береги себя и свои деньги»;
- игра «Финансовые ребусы»
- просмотр видеороликов.
Освоение нового содержания осуществлялось с опорой на межпредметные связи с курсами истории, обществознания, географии, литературы.
Также обучающиеся приняли участие в цикле вебинаров «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Организатор – Центральный банк Российской Федерации в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе. Сайт https://www.dni-fg.ru.
Онлайн-уроки финансовой грамотности сформировали у подрастающего поколения принципы ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений, содействовали внедрению преподавания основ финансовой грамотности в образовательный процесс.
Были достигнуты следующие результаты:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование